Смазочные материалы и масла

| главная | к началу раздела |

Смазочные мази для канатов

Смазочные мази употребляются для предохранения канатов, а также блоков, по которым скользят канаты, от слишком быстрого изнашивания. При употреблении они не должны крошиться и должны противостоять морозу. Зимой они приготовляются немного более мягкой консистенции, чем летом.

Они приготовляются или горячим способом путем омыления, или путем растапливания составных частей. Последний способ очень прост и не требует пояснений. При омылении растопленные при умеренной температуре жиры и масла смешиваются со щелоком при 80ºC и при постоянном помешивании нагреваются до 100-120ºC, пока не наступит омыления. Узнается это по тому, что вынутая и охлажденная на стеклянной пластинке капля при слабом нажатии на нее пальцем не выпускает из себя жидкости. Если при омылении масса стала слишком твердой, то можно осторожным добавлением минерального масла довести ее до нужной густоты.

При изготовлении маленьких количеств размешивание производится ручным способом, при больших же количествах- исключительно механическими мешалками. Во избежание перекипания и могущего произойти воспламенения рекомендуется употреблять котлы с двойными стенками, нагреваемые паром.

1. Мази для пеньковых канатов, омыленные горячим способом

а) 5 церезина, 10 канифоли, 10 сала, 20 шерстяного жира, 10 сырого смоляного масла, 5 древесного дегтя, 30 минерального масла (очищен.), 10 едкого натра (раствор в 20ё Б.).

б) 30 шерстяного жира, 60 солярного масла (синеватого), 10 едкого натра (раствор в 38 ёБ.).

2. Мазь для пеньковых канатов, омыленных холодным способом

а) Смешивают 20 серого смоляного масла и 50 парафинового масла и, при помешивании, прибавляют сквозь сито массу, растертую из 21 парафинного масла, 8 гашеной извести и 1 едкого натра (раствор в 20º.). Размешивают до начинающегося сгущения, после чего оставляют стоять 12 час для окончания процесса. омыления.

3. Мазь для пенковых канатов, без омыления

а) 85 шерстяного жира, 5 льняного масла, 10 графита (в порошке).
б) 75 сала, 25 ворвани. Прибавлять в мазь наполнители, как мел, тальк, тяжелый шпат, не рекомендуется.

V. Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов.
Прекрасным смазочным маслом для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов служит техническое касторовое масло в соединении с очищенным минеральным маслом. Но в отличие от других жирных масел касторовое масло не смешивается с минеральными маслами. Чтобы сделать его способным к смешиванию, нужно подвергнуть его перегонке в перегонном кубе с примыкающим к нему сосудом- холодильником и перегоняют 5- 10% касторового масла. Перегнанную часть, состоящую из энантола, ундециленовой кислоты, можно применять для изготовления более низких сортов смазочных мазей, как, напр., колесной мази. Оставшееся в кубе касторовое масло смешивается с минеральными маслами в любой пропорции.

Кроме того, для автомобильных масел можно приготовить смеси очищенных машинных или цилиндровых масел различной вязкости. Масла должны быть свободны от кислот, воды и механических нечистот. Нельзя смешивать вместе веретенные масла с цилиндровыми.

Автомобильные масла должны обладать следующими свойствами:

а) Густое масло для летнего времени. Вязкость при 50ºC 7-11ё по Э., уд. вес при 20ºC 0,880-0,940, температура вспышки-210ºC, точка затвердевания летом не имеет значения

б) Жидкое масло для зимнего времени. Вязкость при 50ºC 4-7º по Э., уд. вес при 20ºC 0,870-0,940, температура вспышки- 170ºC, точка затвердевания- 12ºC.

в) Цилиндровое масло для автомобилей. Вязкость при 50ºC 5-10º по Э., уд. вес при 20ºC 0,890-0,940, температура вспышки 175-200ºC, точка затвердевания от 0 до-5ºC.

1. Смазочные мази для моторов

Изготовление их такое же, как консистентные мази из репного масла (см. выше), только вместо веретенного масла берут темное цилиндровое масло. Но можно также холодным или полугорячим способом изготовить мази для автомобильной промышленности след. образом: 20 олеина смешивают с 72 темного цилиндрового масла. Для лучшего смешивания нагревают до 40-45ºC. Затем при постоянном помешивании механической мешалкой прибавляют 8 едкого натра (раствор 40%) и продолжают размешивать до наступления омыления.
Если при слишком быстром прибавлении щелока в мази образуются комки, то нужно пропустить ее между вальцами. Но лучше если этого можно избежать, так как олеиновые мази при вальцевании легко делаются слишком мягими.

2. Смазочная мазь для велосипедных цепей

а) 35 сала и 15 хлопчатникового масла растапливают и смешивают между собой. В теплую еще смесь примешивают 50 графита (в порошке), размешивают до начинающегося охлаждения и разливают массу в коробки.

б) Растапливают 50 церезина, примешивают 50 графита, продолжают размешивать до начинающегося охлаждения, после чего отливают из массы палочки.

Примечание. Для получения белой мази графит заменяется тем же количеством талька.

Сайт полезные советы, 2005-2010