Резина Каучук

полезные советы

Смирновы и резина

Промышленное производство в России развивается вполне приличными темпами. Однако малый и средний бизнес до сих пор не слишком активно разрабатывает производственный сектор, охватывая преимущественно сферу услуг. Все дело в том, что производство требует «длинных» денег. И все же находятся энергичные, целеустремленные предприниматели, пытающиеся сказать свое слово именно в этом сегменте. Так, компания «Инфотех» занялась второй, после дураков, российской напастью — дорогами.

В 1994 году инициативная группа единомышленников создала научно-производственную фирму «Инфотех», одним из направлений которой стали научные разработки в различных направлениях. Собственно, так начинали многие российские компании, не имевшие значительных стартовых инвестиций и рассчитывавшие на капитал интеллектуальный. В свою очередь руководство «Инфотех» делало ставку на привлечение исследователей из академических, ведомственных и отраслевых НИИ и предприятий.

Проблему дорог при всех усилиях в России не удалось решить по сей день. Да, есть крупные проекты: идет реконструкция трассы Москва—Петербург, недавно с помпой было открыто сквозное движение на незаконченной трассе Чита—Хабаровск, улучшилось качество дорожного покрытия в крупных городах и некоторых регионах. И все же дороги у нас до сих пор ужасны. Из-за климата, низкого качества работ, несоблюдения технологий, воровства, любви к наляпыванию заплат в дождь и снег. Впрочем, одной из главных целей был и остается поиск новых материалов, способных снизить влияние всех этих негативных факторов. Специалисты утверждают, что колейность, трещины и износ дорожного полотна во многом вызваны применением низкокачественных вяжущих материалов — битумов. Битум — это своего рода «клей», влияющий на качество асфальта. Вот на этом-то направлении «Инфотех» и сконцентрировал свои усилия. Благо образовательный «бэкграунд» позволял.

Результатом научных исследований и экспериментов, проведенных специалистами компании, удалось создать, по сути, новую технологию, а на ее основе — целую гамму битумнорезиновых (причем экологически чистых) композиционных вяжущих материалов, получивших наименование БИТРЭК. Ключевым ноу-хау стала разработка химически обработанной смеси окисленных битумов с мелкодисперсной крошкой из резины. Испытания показали, что полученный материал оказался намного качественнее тех, что традиционно использовались (да и продолжают использоваться) при изготовлении асфальта. Материалы под маркой БИТРЭК не только отличались высокой устойчивостью к старению и пластическим деформациям, но и обещали куда более высокий срок службы асфальтовых покрытий без ремонта — 10–15 лет.

Впрочем, до успеха было еще далеко. Да, новое асфальтовое покрытие обладало очевидными преимуществами, и, по логике, его применение могло принести несомненную выгоду как государству в целом, так и любому городу. Но все упиралось в нехватку ресурсов, в том числе финансовых. Впрочем, случай (а может быть, судьба?) помог найти выход из тупиковой ситуации.

31 мая 1999 года проходил первый учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Смирновы России» (фамилия очень известная, в России ее носят больше двух миллионов человек), оказавшийся знаковым для молодой компании. Именно на этом мероприятии директору по развитию «Инфотех» Михаилу Смирнову удалось найти единомышленников.

— Я познакомился с генеральным директором ФПГ «Вторичные металлы и сплавы» Борисом Смирновым, рассказал ему о задумках, о технологии, пожаловался, что «бьемся», но — безрезультатно, — вспоминает Михаил Смирнов. — А уже в 2000 году, тщательно обсудив нашу идею, мы договорились о сотрудничестве. Помощь и финансовая поддержка «Смирновых России» позволили придать новый импульс развитию проекта, появились оборотные средства, офис и производственные помещения.

Маленький битумный заводик

Производство разработанных в «Инфотех» материалов не требует строительства и организации новых объектов, поскольку привязано к действующим предприятиям дорожной отрасли. Руководители компании говорят, что, как правило, нужна лишь дополнительная комплектация и некоторая модификация имеющегося оборудования и соответствующая подготовка производственников. В итоге при изготовлении новых смесей можно использовать стандартное битумоварочное оборудование, оснащенное дополнительной системой подачи и перемешивания компонентов. Ну, а резиновую крошка получают в результате переработки изношенных шин. То есть источник сырья практически неиссякаем.

— Резина — один из конечных продуктов переработки нефти и газа, широко используется в разных отраслях. Масштабы ее производства чрезвычайно велики, поэтому сырьем мы обеспечены надолго, — уверен Михаил Смирнов. А генеральный директор «Инфотех» Николай Ромаков добавляет: «Сегодня в стране перерабатывается не более 5% шин от общего объема вышедшей из строя «резины». Резиновую крошку, в основном, берем в Чехове на регенератном заводе. Но в целом по рынку подобных предложений очень много».

Расчет прост: из каждых двух килограммов изношенной авторезины можно получить один килограмм резиновой крошки. В подмосковном Ногинске, где работает завод «Инфотех», пока трудится очень небольшой коллектив. Но предприниматели уверены, что дело — «пойдет», вырастет и объем заказов. Да и рынок потенциально очень велик.

— Существующие объемы дорожного строительства и ремонта только по Москве и Московской области могут позволить в течение ближайших четырех лет утилизировать до 50 тысяч тонн автошин в год и практически полностью справиться с этой экологической проблемой, — уверен Михаил Смирнов.

Сегодня благодаря усилиям «Инфотех» изготовлено 150 тысяч квадратных метров нового дорожного покрытия, причем только за прошлый год было переработано около 100 тонн резиновой крошки, полученной в результате утилизации более двадцати тысяч шин. Постепенно расширяется и география присутствия компании — «резиновый асфальт» сейчас укладывают в Московской, Псковской, Оренбургской и Тверской областях. В Москве опытные участки уложены на Большой Никитской улице и в Зеленограде, а также на Ярославском шоссе.

Дорожные проблемы

Проблемы? Их, естественно, предостаточно и по сей день. И, разумеется, основные сложности связаны со спецификой ЖКХ.

— ЖКХ в целом, и дорожная отрасль в частности, очень консервативны, — говорят в компании. — Инновации внедряются тяжело, со скрипом. К тому же эта сфера полностью бюджетна, а работать с бюджетом, поверьте, очень непросто. Мы не хотим сказать, что дорожная отрасль у нас живет на остаточном принципе. Но денег катастрофически не хватает — чуть лучше положение разве что в Москве. Поэтому все наши трудности связаны именно с недостатком финансирования. Все экономят, стараются «ужать» бюджет. В регионах готовы работать с БИТРЭКом, но целевых инвестиций на погашение бо’льшей стоимости дорожного покрытия не хватает. Грубо говоря, на ремонт дорог выделяется определенная сумма, и в нее надо «вписаться». Наш материал стоит чуть дороже. Но ведь и служит дольше! Вот и пытаемся объяснить чиновникам, что лучше положить восемь километров качественно заасфальтированных дорог, к которым пять-десять-пятнадцать лет они не будут возвращаться, чем десять километров «обычных», но — плохих.

Так, может быть, снизить отпускную цену?

— Продавать ниже себестоимости — надевать удавку себе на шею. Нет, этого мы, конечно же, не хотим, — протестует Михаил Смирнов. — А вот снизить издержки за счет увеличения объемов производства — вполне реально.

Но, может быть, подождать, пока российская сфера ЖКХ станет более адекватным рынком сбыта, а сейчас попробовать выйти на зарубежные, скажем, восточноевропейские рынки?

Такой вариант в компании проанализировали. И решили, что — рановато еще. «Мы не стремимся за рубеж по целому ряду причин, — объясняет Михаил Смирнов. — Чтобы наладить экспорт, нужно положить не менее пятисот-тысячи километров дорог в России. А до таких объемов надо дорасти, развивая внутренний рынок». Действительно, стоимость технологии, в случае вывода ее на зарубежные рынки, прямо зависит от объема продаж внутри страны. А если на внутреннем рынке реализуются небольшие объемы, то и заплатят — немного. К тому же «выходить на западные рынки — это значит продаваться, — убежден Михаил Смирнов. — Наконец, как бы высокопарно это ни звучало, мы — патриоты. И это еще одна из причин нашей сдержанности».

А как же платные дороги? «Надеемся! — качает головой директор по развитию «Инфотех». — Владельцы платных дорог, разумеется, оценят важность качественных вяжущих материалов. И мы ждем, что Москва и Московская область подадут пример строительства таких дорог, а новые материалы будет востребованы». Пока же ситуация вокруг платных дорог остается неясной.

Впрочем, у «Инфотех» есть еще один путь расширения бизнеса. Это регионы. Такой сценарий развития событий в компании анализируют со всей тщательностью. Главное же опасение, по словам Михаила Смирнова, вызывает необходимость выезжать на места и следить за производством и укладкой покрытия. Ведь для выпуска продукции стабильного качества необходимо соблюдать технологический регламент. «Иначе любую технологию можно испортить».

И все же асфальтовый бизнес «Инфотех» постепенно развивается, опытных участков становится все больше, предпринимаются попытки расширить сферу деятельности (ведь разработанные материалы подходят не только для дорог, но и для мостов, кровель, железобетонных опор и температурных швов).

Компания использует все возможности для того, чтобы расширить свое участие в муниципальных и федеральных дорожных проектах. В частности, председатель совета директоров Борис Смирнов является еще и членом Международной Академии экологии и природопользования имени академика Алтунина. Впрочем, сам себя Борис Смирнов не считает ни предпринимателем, ни ученым. Скорее — человеком, который занят тем, что ему интересно. И тем, что способно принести пользу другим. «В работе меня привлекает вызов, необходимость постоянно убеждать, так или иначе продвигать нашу идею. Сейчас «Инфотех» позволяет всем нам зарабатывать, занимаясь любимым делом, делом, которое, если будет реализовано в задуманном объеме, станет нашей гордостью. Да и детям будет что рассказать».

А Михаил Смирнов добавляет: «Тот сегмент, в котором сосредоточена наша коммерческая деятельность, как ни крути, относится к бюджетной, государственной сфере со всеми вытекающими отсюда следствиями. Однако надежда есть. Лично я уверен, что наши усилия не пропадут даром, и мы решим, с одной стороны, важную экологическую задачу — утилизации автомобильных шин, а с другой — извечную проблему российских дорог».

Источник: "Бизнес журнал"
Автор: Екатерина Чинарова

Сайт полезные советы, 2005-2010